ФЭНДОМ

Лайфстрим (англ. Lifestream, яп. ライフストリーム Райфусуториму, также рус. "Поток Жизни") — одно из центральных понятий вселенной Final Fantasy VII — океан свободной «духовной энергии» (Мако), скрывающийся под корой планеты Геи, ее «кровь» и, собственно, сама ее сущность. Лайфстрим
Lifestream
выглядит как бесплотный поток зеленого света; он представляет собой море душ умерших ранее людей, животных и растений. В фильме Final Fantasy: The Spirits Within используется понятие Гайя (Gaia), однако приводимая в фильме теория практически идентична высказанной ранее в Final Fantasy VII.

Круговорот жизни Править

Само слово «поток» описывает не только сам этот океан энергии, но и круговорот, который она постоянно проходит. Все живое на Гайе обладает такой жизненной энергией, и со смертью — «возвращением к Планете» — она высвобождается и изливается в Поток Жизни, обогащая его знаниями, воспоминаниями, опытом, накопленными живым существом за время его жизни, что позволяет и самой Планете-Потоку. Потом та же самая энергия снова возвращается на поверхность в другом месте Планеты, чтобы наполнить жизнью новое существо - быть может, совсем не похожее на первое. Таким образом, духовная энергия в Потоке постоянно циркулирует, то заключаемая в живых существах, включая людей, то снова с их смертью высвобождаемая в подземный океан Мако.
Mideel Destroyed

Излившийся Лайфстрим

Поток Жизни... Иными словами, путь энергии душ, странствующих по Планете. «Духовная энергия» — вот те слова, которые забывать не следует. Новая жизнь... новорожденные наполняются духовной энергией, приходя в этот мир. Когда приходит время, они умирают и снова возвращаются к Планете...
Бугенхаген о Потоке Жизни

Поток Жизни действительно можно сравнить с «кровью» в организме, проходящей через сердце и легкие ко всем клеткам тела и обратно. Это — постоянно обновляющийся источник энергии, которому обязана своим существованием вся жизнь на Планете.

Исцеление ран Править

Вторая функция Лайфстрима — залечивание ран, повреждений как самой Планеты, так и отдельных ее обитателей. Без Лайфстрима сама Планета иссохнет и умрет (согласно Final Fantasy VII — рассыплется на мелкие космические обломки, согласно Dirge of Cerberus — превратится в мертвый шар среди звезд). Эта возможная «смерть» Планеты может наступить в результате действительно причиненных ей ран (например, от удара Метеора), в результате уменьшения Потока (например, в результате поглощения его [[Мако-реактор|
830px-Lifestream and Meteor ACC

Лайфстрим, противостоящий Метеору

Мако-реакторами]] компании «Шин-ра») или в результате естественного исхода Потока с планеты посредством ОРУЖИЯ Омега.
Файл:Lifestream 05.jpg

Так или иначе, в любую точку «ранения» Планеты (такую, как Северный кратер) направляются огромные объемы Мако с целью залечить рану. В этом отношении Поток также напоминает кровь в живом организме (вкупе с иммунной системой), играющую основную роль в борьбе с ранениями и заражениями. Если рану не удается исцелить, она превращается в постоянное «кровотечение», вынуждающее Планету выводить из круговорота рождений и смертей все большие объемы Мако, вплоть до физического уничтожения живых существ на ее поверхности с помощью ОРУЖИЙ — чтобы только освободить духовную энергию и направить ее к ране. Такое «лечение» в Северном кратере к идет уже две тысячи с лишним лет — с момента падения на Планету метеорита Дженовы.

В этом и состоял план Сефирота/Дженовы: к достаточно серьезной ране, наносимой Метеором направился бы весь Лайфстрим. Если бы ему/ей удалось бы в этот момент оказаться в центре раны и поглощать Лайфстрим по мере его поступления к ране, в конечном итоге жизнь на Планете была бы сметена самой Планетой, и вся жизненная энергия Планеты (как свободно текущая в Лайфстриме, так и заключенная ранее
830px-ACNegativelifestream

Негативный Лайфстрим окружает Мидгар в Advent Children

в живых существах) была бы полностью поглощена Сефиротом.

Однако целебные свойства Потока не ограничиваются лечением ран планетарного масштаба вроде метеоритных кратеров. Достаточно вспомнить, что полное восстановление психики и воспоминаний Клауда (хотя и не без помощи Тифа) произошло не иначе как в Потоке; в Advent Children Поток, будучи сам зараженным клетками Дженовы, исполнял роль иммунной системы, «вычищая» их из тел людей — что воспринималось человечеством как болезнь Геостигма.

Происхождение идеи Править

Несмотря на столь «несерьезное» по философским меркам приложение, как видеоигра, концепция Потока Жизни построена вовсе не на пустом месте — она восходит, в первую очередь, к индийской философии Веданты, где существует идея так называемой Параматмы (Брахмана) - единой мировой сверхдуши, находящейся в сердцах всех джив (живых существ). Бхавад-Гита изображает Параматму в виде четырехрукого Вишну; она едина, бессмертна и непоколебима. В конечном итоге цель существования каждого отдельного дживатмана — слиться с Параматмой.

Схожие теории существовали и на Западе - в первую очередь идея общекосмической Мировой Души, появившаяся в платоновском диалоге «Тимей» и существенно повлиявшая на идеалистические философии последующих веков. Похожую теорию создал в XII веке арабский мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс), говоря, однако, о Высшем Уме — общечеловеческом разуме, в котором сливаются воедино единичные разумы. Подобные идеи, хотя и на более изощренном уровне, появлялись в философии Нового времени, вплоть до идеи «Сверхдуши» в американской философии трансцендентализа (XIX век) и учений русских космистов — в частности, идей Вернадского о «ноосфере».

Однако идея Лайфстрима/Гайи скорее выстроена на более современных учениях. В течение всего XX века выдвигались различные экофилософские и геотеистские теории, привязывающие такой «единый разум» к нашей планете Земле. Среди разделявших их можно назвать французского ученого Тейяра де Шардена и американского физика Льюиса Томаса — наиболее известная из них, гипотеза Гайи британского эколога Джеймса Лавлока, оказавшая наибольшее влияния на показанную в Final Fantasy VII и некоторых других играх философию Хиронобу Сакагути и Кадзусигэ Нодзимы. Лавлок полагал, что Земля — вся жизнь на ней, включая людей, животных, растения и микроорганизмы, океаны, атмосферу и почву — представляет собой единое живое существо, причем подбирающее оптимальные физические и химические условия для процветания жизни на планете (и, таким образом, самого себя). Эта экстравагантная теория, хотя и не признана официальной наукой, вряд ли может быть опровергнута — ее и по сей день разделяют многие ученые; как видно, она оказала наибольшее влияние на концепцию Лайфстрима.

Чтобы улучшить статью требуется: не указано.
Вы можете помочь Final Fantasy Wiki, дополнив её.